Одним из важнейших выразительных средств анимации является жест. Трудно представить себе художественный фильм без диалогов, а вот анимационный фильм легко. Хорошо, когда у аниматора есть возможность пользоваться услугами студии звукозаписи, конечно очень интересны работы, в которых персонажи разговаривают друг с другом, общаются голосом. Но можно создавать замечательные ролики и без озвучивания диалогов, прибегая к старинному искусству пантомимы.
Пантомима (от греч. pantómimes — актёр, играющий с помощью одних телодвижений, буквально— всё воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика.
Жестовое общение первобытных людей друг с другом, потом – ритуальные и обрядовые игры и танцы у костра, наконец песня, сюжет которой подкреплялся эмоциональными «показами» того, о чём пелось, - всё это заложило ещё в глубочайшей древности основы искусства пантомимы.
Сколь верно утверждение «Искусство пантомимы – древнейшее из искусств», столь справедливы и слова: «Искусство пантомимы – это одно из самых современных искусств». Косвенным доказательством этому может служить то, что, не будь пантомимы, такое дитя ХХ века, как кино, вообще не смогло бы родиться. Но, конечно, пантомима – это прежде всего театр. Итальянская народная комедия масок, китайское и японское театральное зрелище, русская народная скоморошья традиция на протяжении веков питали искусство пантомимы, по-разному, по-своему, но и не противореча друг другу, развивали жанр. И всё-таки больше всего пантомиме досталось от цирка. На арене она чаще появлялась без словесных примесей, без элементов танца.
В чём же секрет искусства пантомимы? В чём тайна той его притягательной силы, которая оказала такое влияние на буквально все виды смежных искусств?
Отнюдь не внешнее правдоподобие, как это кажется поначалу, делает пантомиму искусством, а философская глубина в мышлении, обострённость чувств, одним словом, свой угол зрения на жизнь, своё авторское и индивидуальное отношение к миру.
Иной зритель смотрит пантомиму так: «Ой, вот здорово, на сцене молчат, а мне всё понятно без слов!» А ведь дело вовсе не в том, что «понятно без слов». Искусство пантомимы живёт не для того, чтобы показать всем, что слова бывают лишними (это слишком малая для него задача!), - оно и существует потому, что выражает то, что словами выразить невозможно.
У мультипликационных персонажей есть преимущества перед живыми актёрами: их жестикуляция и мимика ограничиваются только решением аниматора. Позы, выражения лиц героев подчёркнуты, иногда гротескные, а иногда совершенно фантастические (каких не может быть в реальности). Именно динамика делает мультик мультиком, интенсивность переживаемых мультяшным персонажем эмоций призвана заострить внимание зрителя на характерности поведения людей в той или иной ситуации. Хорошему аниматору очень важно научиться «разговаривать» со зрителем с помощью жестов и мимики своих анимационных персонажей.