Ум, интеллект и эрудиция – разные понятия, которые в быту часто используются как взаимозаменяемые синонимы. Интеллектуал, ходячая энциклопедия, эрудит, ботан, синий чулок, книжный червь, умный, начитанный, - когда кому-либо дают подобную характеристику, обычно все понимают, что речь идёт о человеке, уделяющем достаточно большое внимание развитию своих умственных способностей.
Некоторые эпитеты звучат иронично, даже оскорбительно – это связано, во-первых, с завистью по отношению к интеллектуально развитым людям, а во-вторых, с излишне высокомерным поведением, которым часто грешат успешные работники умственного труда.
Однако, не каждый ботан – интеллектуал, также как и далеко не каждый эрудит является умным человеком. Используя понятие «ум» важно различать научное определение и то значение, которое придаётся этому понятию в бытовом применении. Согласно википедии, ум – это познавательные и аналитические способности человека. То есть просто любой ум есть у каждого. Когда же говорят «умный человек», имеют ввиду, что его познавательные и аналитические способности выше средних.
Эрудиция (от лат. eruditia — ученость, познания) — широкие (но не глубокие) познания. Эрудированный человек обычно начитан, может рассуждать о многих сферах человеческой деятельности, знает основы большинства наук, но при этом вовсе не обязательно является выдающимся специалистом в какой-либо конкретной области.
Интелле́кт (от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) – это качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Интеллект с эрудицией связан постольку, поскольку весь полученный багаж знаний, умений и навыков является инструментарием интеллектуальных механизмов. В ситуациях, когда конкретных знаний недостаточно, интеллект решает задачу, используя абстрактные знания, общие закономерности. Пример: на необитаемый остров попали лесник и профессор какой-либо гуманитарной науки. Лесник выжил, благодаря конкретным знаниям, это проявление эрудиции. Профессору же удалось выжить благодаря интеллекту – у него нет конкретных знаний о тонкостях выживания на природе, но есть абстрактные знания и умение применять их в новой ситуации.
В идеале, ум, эрудиция и интеллект должны гармонично сочетаться. Эрудиция без ума не позволит правильно оперировать накопленными знаниями. Интеллект во взаимодействии с эрудицией даёт поистине высокие результаты.