В процессе эволюции нервная система человека приобрела комплект полезных для выживания инструментов. Способность к научению – один из важнейших инструментов выживания, представляет собой изменения в поведении, происходящие в результате практики. Механизмы научения (обучения) лежат в основе дрессировки – выработки и закрепления условных рефлексов. В процессе дрессировки нужное поведение животного подкрепляется позитивными стимулами (чаще всего пищей), для устранения нежелательных элементов в поведении применяются негативные стимулы – наказание. Сделал то что требуется – получай кусок сахара. Сделал не то что нужно – получай пинок.
Всю свою жизнь человек проводит среди положительных и отрицательных стимулов. Чем выше уровень организации высшей нервной деятельности, тем быстрее происходит обучение, тем меньше раз нужно повторение для закрепления полученных знаний об окружающей среде. На первый взгляд, звучит очень хорошо – ведь до чего удобно, когда ребёнок после первого же строгого разговора с родителями запомнил, что не надо играть со спичками. Гораздо больше проблем создают те дети, которые, получив выговор, запоминают совсем другое – если хочешь поиграть со спичками, нужно лучше прятаться от взрослых. Есть и ещё один вариант. Если после наказания за игру со спичками, ребёнок делает вывод, что спички и огонь – абсолютное зло, и нельзя приближаться ни к тому, ни к другому ни при каких обстоятельствах. Так формируются неврозы.
Жизнь, окружающая среда, люди, с которыми мы контактируем – создают для нас сложную систему из многочисленных кнутов и пряников. В этой системе происходит неизбежная хаотичная самодрессировка – выработка рефлексов. Психика сама выдирает из окружающей среды участки событий, взаимосвязанных в сознании человека, но далеко не всегда из взаимосвязь представлена верно. Соответственно, человек делает неправильные выводы, принимает неправильные решения и сам себе создаёт правила и аксиомы: «Да чтоб я ещё когда…»; «Вот вечно со мной такое происходит»; «Больше никогда не повторю то-то и то-то»; «Мне нельзя то-то и то-то».
Популярнее всего можно объяснить на конкретных примерах. Лучше всего что-нибудь из классики. Возьмём старую шутку, образец супернаглости: насрать под дверью боксёра, позвонить и попросить бумажку.
Что будет дальше? Легко представить драматическую развязку.
Какие мысли обычно роятся в голове нагадившего персонажа, когда ему удаётся выйти из нокаута?
1. Надо было сказать «Пожалуйста»
2. Я неудачник
3. Может каратисты более отзывчивые?..
4. Жаль, что в подъезде выкрутили лампочку
5. Может у него бумаги не было?
6. Все спортсмены – дебилы.
7. А в этом районе криминальная обстановка!..
8. Стану боксёром и буду всех п….дить
9. Весело, надо будет повторить
10. Больше никакой шаурмы из ларька на вокзале!
Ни один из пунктов не приводит к правильным выводам, ни один не убережёт от повторения мордобоя в будущем. Но, как это ни парадоксально, в основном человеческое мышление работает именно в подобном плане. Выдранные из контекста, локальные участки ситуации доминируют в сознании, тогда как основная, глобальная ошибка остаётся без внимания.
Чтобы правильно оценить любую ситуацию, правильно сделать выводы – что было хорошо, что плохо, что именно больше не следует повторять, нужно быть честным с самим собой. Умение «зрить в корень» постоянно вступает в конфликт с потаканием своим слабостям. Чтобы никогда в будущем не попадать в неприятности, бывает, нужно отказаться от чего-то такого, от чего отказываться ну никак не хочется. Либо, наоборот – следует заставить себя выполнять что-то скучное, неприятное. Поэтому нервная система играет с нами злую шутку: мы запоминаем малозначимые факторы, сопровождающие неудачу, и стараемся избегать эти факторы в будущем.
Провести глубокий анализ проблемы, неприятности, проследить цепочку событий, которые привели к негативному результату – сложная, но необходимая задача. Вернуться назад во времени нельзя, но всегда есть возможность сделать лучше настоящее и будущее.
Негативный опыт тормозит нас в развитии, заставляет постоянно оглядываться назад, затягивает в прошлое. Как сказала Агата Кристи: «У старых грехов длинные тени». Чаще всего, именно наши недостатки являются главной причиной испытанного негатива. Но и здесь сознание, порой, играет с нами в кошки-мышки, концентрируя наше внимание на одних недочётах и уводя из поля зрения другие.
Наиболее ярко влияние негативного опыта проявляется во взаимоотношениях с противоположным полом. Можно сказать, здесь его логово, штаб-квартира. Именно в личной жизни люди стремятся достичь наибольшего счастья, причём понимание этого счастья у всех разное. И самые сильные эмоциональные потрясения на протяжении жизни человек испытывает именно в связи с личными переживаниями. Каждый раз, когда наступает очередной крах, рушатся мечты, падает самооценка, исчезает интерес к жизни и вообще ко всему на свете – в мозгу происходит лихорадочный поиск причин, почему же снова так больно. Собственное поведение, качества партнёра, объективные обстоятельства, закономерности жизни на земле – всё становится враждебным и опасным в представлении человека, когда он потерял любовь. Или был отвергнут. Или пережил тяжелое расставание. И каждый раз человек сам себе обещает, что больше никогда не повторит подобных ошибок.
И вот здесь начинает работать негативный опыт из прошлого. Истинные ошибки ускользают от внимания. Зато на передний план выходят наиболее яркие характеристики партнёра, который причинил страдания. Его профессия, цвет волос, социальное положение, обстоятельства знакомства, день недели, время года…
У каждого человека есть любимый образ, тип личности, который привлекает. В этом нет ничего плохого – каждый ищет свою половинку. Просто иногда встречаются люди с похожим набором качеств, характеристик. Вроде похоже на то, что ищешь, но не совсем то. И человек пытается подчинить другого человека своим потребностям, добиться от него максимального сходства с образом, прописанным в сердце. А партнёр брыкается и упирается изо всех сил, изменяться никуда не хочет. Печалька)))
Таким образом, багаж негативного опыта продолжает интенсивно накручиваться. Как снежный ком. Из одних больных отношений человек бросается в новые, надеясь, что новый партнёр залечит старые раны. А выходит из этих отношений с новым набором шрамов, разочарований и неправильных установок на будущее «больше никогда не свяжусь с…» Брюнеткой, футболистом, гринписовцем, стеклодувом, медсестрой…
Установки, выработанные благодаря жизненному опыту, могут быть полезными или вредными. Эмоции – плохие советчики. Главное всегда и во всём, принимая решения, анализируя победы и промахи, подключать, в первую очередь, голову, разум. А позитивные эмоции приложатся.