Как готовиться к экзаменам, чтобы получше усвоить нужный материал? Такой вопрос правомерно задают себе, своим педагогам, друзьям многие ученики школ, абитуриенты и студенты. Тут имеет смысл обратиться к опыту авторитетных ученых, которые прошли в своей жизни и школьные экзамены, и абитуриентские экзамены, и студенческие сессии, причем прошли все это весьма успешно.
Если проанализировать рекомендации успешных научных деятелей, то вырисуется ряд общих закономерностей, правил, соблюдая которые можно значительно улучшить процесс усвоения знаний.
Первое правило: мудро чередовать умственную нагрузку с физическими упражнениями, не перегружая мозг излишне длительными порциями непрерывной зубрежки. Неплохой эффект дает следующий режим чередования умственной и физической нагрузки: 45 минут изучения материала, затем 15 минут движения (ходьба по комнате, бег на месте, легкая разминка корпуса или иные виды физических упражнений). В таком режиме вполне можно эффективно заниматься от четырех до шести часов.
После такой порции занятий имеет смысл совершить небольшую прогулку (на час-полтора). Свежий воздух крайне важен для хорошего кровообращения в организме в целом и для оптимизации работы мозга в частности. Перед прогулкой целесообразно пообедать, включая в свой рацион витаминосодержащие продукты. После прогулки можно продолжить учебные занятия, но не забыть при этом о своевременном ночном отдыхе. Сон, когда он своевременный и качественный, очень содействует хорошей работе с учебным материалом.
Вообще в учебе необходима методичность и системность. Люди, которые безалаберно тратят свое время и рывками, нахрапом наверстывают упущенное прямо перед сдачей экзамена - получают лишь случайные успехи на экзаменах. Планомерные же отличные оценки знаний зарабатывают аккуратные и способные контролировать себя учащиеся.
Вторым важным способом успешной подготовки к экзаменам является правильный выбор (и мудрое использование) наилучшего для данного учащегося вида памяти. Память у людей бывает различная: у одних самые лучшие результаты дает слуховая память (тогда целесообразно привлечь к экзаменационной подготовке кого-либо согласного качественно читать учебники вслух); у других людей самая эффективная память – зрительная (тогда учащийся зависит только от самого себя и от хороших учебников); у третьей категории учащихся наиболее плодотворна механическая память (при такой памяти целесообразно выписывать самые важные предложения, абзацы на страницы тетради). Человек, всерьез настроенный на получение знаний, обязательно обнаружит тот вид памяти, который приводит его к наилучшим результатам в науке.
Третий, очень важный момент, который способствует успешному усвоению знаний – правильное отношение к предстоящему экзамену. Многие школьники и студенты испытывают парализующий страх перед экзаменами. Страх настолько захватывает воображение, что мешает понимать даже самые простые абзацы изучаемого материала. Также, боязнь неудачи на экзамене препятствует хорошему сну, правильной организации подготовительного процесса, вносит суету, отвлекает от подготовки.
Для того, чтобы преодолеть страх перед экзаменами, думайте о предстоящем экзамене только позитивно. Ведь львиная доля наших страхов существует только в нашем воображении. Представляйте, как замечательно будет, когда вы успешно сдадите все экзамены, какие перспективы перед вами откроются. Тщательно планируйте каждый свой день в период подготовки к экзаменам, отмечайте в дневнике выполненные этапы подготовки.
Некоторые преподаватели считают своим долгом запугивать студентов, рассказывая, как строго будут принимать экзамены. Трепет перед конкретным преподавателем довольно часто является причиной боязни экзамена. Помните – ни один преподаватель не имеет права снижать оценку старательному студенту просто так, по собственной прихоти. Все эти «педагогические понты» – всего лишь примитивная манипуляция. Бывает, особенно суровые педагоги, на самом деле сами слабовато владеют тем материалом, который преподают, и без конспекта чувствуют себя на лекциях очень неуверенно. Не позволяйте страхам парализовать ваши умственные способности.
Ситуации, напоминающие экзамены, повторяются многократно на протяжении жизни. Умение правильно подготовиться к экзамену пригодится вам не только в учебном процессе, но и в организации семейной жизни, и в работе.
Желаем успехов всем, кто подвизается в учебе и научной деятельности!