Когда заказчик говорит дизайнеру, что нужен «простой логотип», он ожидает получить что-то вроде Nike, Apple или Shell. В понимании заказчика, простой логотип – это картинка, в которой мало деталей. Картинка, на рассматривание которой тратишь мало времени. Логично, что за такую картинку заказчик не хочет много платить.
С точки зрения дизайнера, гораздо проще нарисовать картинку, состоящую из нескольких деталей, ассоциирующихся с товаром. Такую картинку правильнее назвать гербом или эмблемой. Герб или эмблема могут содержать сразу несколько графических элементов, символизирующих разные характеристики личности, мероприятия или организации. Логика клиента работает по принципу корзины товаров: чем больше в картинке деталей, тем дороже картинка. Значит, чтобы платить поменьше, нужно попросить сделать «простой логотип».
Самые дорогие бренды, логотипы которых рождались в многодневном тяжелом труде, большинство людей, не работающих в сфере дизайна, воспринимают как «простые». Простые для запоминания и узнавания – да! Но создать такой «простой» логотип совсем не просто. Многие обыватели на полном серьёзе думают, что рисунок рядом с названием фирмы в логотипе – это просто какая-то геометрическая фигня чисто для красоты, крючочек или загогулинка, без разницы какая, и ничего не символизирует. И ракушка на логотипе Shell якобы появилась «так просто», потому что кому-то в голову взбрело.
Вообще, когда заказчик говорит, что нужно что-то «простое» - логотип, баннер или заставка к видео – это просто уловка, попытка манипулирования. Ему не работа нужна простая, а низкая цена.
С точки зрения профессионального дизайна, нет такого разделения, как «простой логотип», «дорогой логотип», «логотип для сайта» или «логотип для Вконтакте». Есть единое понятие – логотип. Это серьёзный проект, который разрабатывается далеко не за один день и требует от дизайнера высокого профессионализма. Для разработки логотипа дизайнер должен глубоко вникнуть в тематику, провести исследование, собрать информацию о том, с какими визуальными символами ассоциируется тот род деятельности, которой занимается фирма заказчика. В процессе создания логотипа, дизайнер рисует очень много эскизов – от руки, на бумаге. Это длительный творческий поиск, в результате которого должен получиться максимально лаконичный, изящный, запоминающийся графический символ.
Фирменный логотип используется на всех элементах фирменного стиля - документах, папках, конвертах, вывесках, наружных баннерах, кружках, футболках и сувенирах. Поэтому, в итоге логотип должен быть обязательно отрисован в векторном формате. Это важный этап работы над разработкой логотипа, который выполняется после утверждения эскиза. Только векторный формат сохраняет идентичность логотипа в любом размере – от визитки до плаката на фасаде многоэтажного дома.
Помимо графического изображения в векторном формате, к логотипу обязательно прилагается письменное описание концепции логотипа, описание графических элементов и что они символизируют, какие ассоциации и эмоции должны вызывать. Как можно использовать элементы логотипа вместе и по-отдельности, какие цвета допустимо использовать, а какие нет.
Вот именно за всю эту длительную интеллектуальную, творческую и техническую работу, клиент и платит деньги. Почему так часто повторяется ситуация, когда заказчик сливается после озвучивания стоимости разработки логотипа?
Всё, о чём сказано выше, относится к серьёзной разработке фирменного логотипа. На практике довольно часто к дизайнеру обращаются владельцы интернет-магазинов или групп в соцсетях, которым нужна просто «картинка на прозрачном фоне», «красиво написать название сайта» или «подобрать подходящий значок». Ну не нужны такому заказчику все эти заморочки с векторным форматом, и футболки с фирменным логотипом он не планирует выпускать. Это вполне нормальный заказ для дизайнера-фрилансера.
Совет дизайнерам: прежде, чем озвучивать цену логотипа, нужно выяснить, как именно клиент собирается использовать логотип. Исходя из целей заказчика, цена логотипа может быть ниже. Не нужно досадовать на клиента за то, что он неправильно использует термины – он не дизайнер и не обязан разбираться в этом. Расспрашивайте! Не всегда клиенту важна уникальность логотипа – может быть, достаточно найти готовый подходящий значок и придать ему индивидуальность парой штрихов. Дизайнеру меньше работы, а клиенту меньше платить.
Совет заказчикам: описывайте реальные масштабы своего бизнеса и возможности. Если у вас пока только сайт или группа в соцсети, и вам нужна пока только картинка для использования в веб-пространстве – так и говорите. Дизайнер все учтет и посоветует. Не нужно хитрить, называя сложную работу простой. Если вы пока не готовы вкладывать большие средства в разработку логотипа – назовите ваш бюджет. Дизайнер предложит варианты.