"Сказка о молодильных яблоках и живой воде" - отражает мечту русского народа об обновлении жизненных сил в пожилом возрасте, о возвращении здоровья и активности, когда наступает старость и жизненная энергия идет на спад. Идея молодильных яблок, съев которые можно вернуть здоровье и помолодеть на несколько десятков лет - имеет место в целом ряде русских народных сказок. Такое же важное место в славянском фольклоре занимает живая вода, выпив которую, либо побрызгав которой на раны, можно достигнуть быстрого исцеления больного и даже оживления умершего.
Люди всегда мечтали найти панацею, исцеляющую все болезни. Некоторые снадобья, найденные народными целителями, либо талантливыми учеными-медиками, действительно помогали от ряда недугов, но не от всех заболеваний, конечно. В реальности молодильных яблок не существует, также как и оживляющей мертвых живой воды. Но в каждой фантазии содержится и частичка правды.
В данной сказке стареющий царь выздоровел и помолодел, получив яблоки и живую воду, добывая которые младший царевич свершил много подвигов, проделал долгий путь. Вот в этом моменте таится чистая правда, безо всяких фантазий: когда у человека есть хорошие, послушные дети, которые из любви к родителю готовы потрудиться и даже свершить подвиги - то у такого родителя есть и молодильные яблоки, и живая вода! Ведь наукой доказано, что молодость и энергию может поддерживать радость от сознания, что жизнь прожита не зря, что человек сделал в жизни те или иные добрые дела, что вырастил хороших детей.
В сказке Иван-царевич выказывает такие воистину царские достоинства, что даже три бабы-яги помогают юноше достичь цели. Иван-царевич решителен и смел, умен и вежлив, добросердечен и способен на жертвы ради близких. Старшие сыновья царя не таковы, но царь их выгоняет, узнав правду. Честный Иван-царевич заслуженно находит счастье и любовь.
Краткое содержание сказки о молодильных яблоках и живой воде
У царя были сыновья: старший Федор, средний Василий, младший Иван. Постаревший и ослабевший зрением царь, на пиру обещал полцарства тому, кто привезет из тридесятого царства молодильных яблок и живой воды. Первым отправился в путь царевич Федор. На развилке трех дорог Федор выбрал дорогу с пометкой "Прямо поедешь - женату быть". Прекрасная девица из золотого терема обманным образом бросила Федора-царевича в подземелье. На втором царском пиру вызвался отправиться в путь средний царский сын Василий. Но, выбрав ту же дорогу, что и старший брат, попал в ту же яму. На третьем царском пиру Иван-царевич попросил отцовского благословенья поискать молодильных яблок, живой воды, да братьев поискать. Получив благословенье, Иван-царевич стал подбирать коня, не находя подходящего. Бабушка-задворенка подсказала Ивану, что в погребе на цепях есть богатырский конь. На развилке дорог Иван-царевич выбрал надпись "Коня спасти - себя потерять".
Доехав до избушки с бабой-ягой, Иван-царевич узнал, что молодильные яблоки и живая вода находятся у сильной богатырки девицы Синеглазки, родной племянницы бабы-яги. Вежливость царевича понравилась старухе, и она дала молодцу более резвого коня. У средней сестры бабы-яги Иван-царевич сменил коня на еще лучшего и поехал к старшей бабе-яге. Старшая баба-яга научила Ивана-царевича, как добыть молодильные яблоки и живую воду в саду девицы Синеглазки, пока богатырка будет спать. Иван-царевич все сделал как велено, но нарушил предупреждение в терем Синеглазки не заходить. Синеглазка проснулась, бросилась в погоню за вором. Старшая баба-яга задержала Синеглазку, предложив ей молока, а корову доила медленно. Средняя баба-яга задержала племянницу, угостив блинками, а младшая баба-яга попарила Синеглазку в баньке.
Синеглазка все же настигла Ивана-царевича и вступила с ним в поединок. Во время поединка молодые люди понравились друг другу. Устроив трехдневный пир, Иван-царевич и Синеглазка обручились. Синеглазка обещала приехать к мужу через три года, но просила по дороге домой никуда не сворачивать.
Чтоб спасти пропавших братьев, царевич свернул на дорогу, где женатому быть. В золотом тереме Иван-царевич не стал есть-пить-почивать, но столкнул злую красотку в ее же яму, а братьев вытащил и омыл живой водой. По дороге домой неблагодарные старшие братья, бросив младшего брата в пропасть, добычу забрали. Очнувшись у дуба на взморье, Иван-царевич покрыл кафтаном от бури птенцов большой птицы Нагай. Благодарная птица отнесла царевича на родную землю. В отцовский дворец Иван не пошел.
Через три года богатырка Синеглазка, приехав в царство мужа, стала у царя требовать отдать царевича. Присланные царем поочередно старшие сыновья, еле унесли ноги, избитые сыновьями Синеглазки. Испугавшись угроз богатырки, старшие сыновья признались царю в предательстве. Иван-царевич вместе с голью кабацкой пришел к жене. Синеглазка умыла и переодела мужа, нищих угостила. Царь прогнал из дворца вероломных сыновей. После свадебного пира Иван-царевич и Синеглазка уехали в ее девичье царство.