Русская народная сказка "Марья Моревна" повествует читателю об удивительной в своем постоянстве, удивительной в упорном преодолении страхов и трудностей, любви. Иван-царевич, главный герой сказки - имеет доброе сердце, способное преданно любить и бороться за свое счастье. Именно целеустремленность Ивана-царевича, его упорство в достижении поставленной цели привели главных героев сказки к счастливому финалу.
Красавица Марья Моревна, по имени которой названа сказка, своей красотой вызывает упрямое намерение Кощея Бессмертного похищать ее и держать в своих владениях. Такие "Кощеи" порой встречаются и в реальной жизни. Властью и богатством, а иногда и шантажом, пытаются привлечь к себе чужих жен, невест, чтобы потом хвастаться своей успешностью. Ни на какие романтические чувства Кащей не способен - Марья Моревна нужна ему исключительно для престижа.
Но Марья Моревна, как и ее возлюбленный супруг Иван-царевич, не из тех, кто пасуют перед трудностями. Даже угроза смерти не останавливает Ивана-царевича от третьей попытки побега вместе с женой из Кощеевых владений. По сюжету сказки, Кащей исполняет свою угрозу - жестоко убивает Ивана-царевича. В реальной жизни это означало бы конец истории, однако в сказках смерть главного героя часто символизирует сильное потрясение, упадок духа, подавленность и отчаяние.
Сказочный момент оживления убитого Кощеем Ивана-царевича с помощью волшебных вод моделирует те жизненные ситуации, когда человек, уставший от невыносимо тяжелой борьбы с препятствиями, как бы мертвеет духовно, впадает в депрессию. Тут то как раз и нужны друзья для подбадривания и помощи. Сказка учит тому, что даже из состояния самой глубокой депрессии можно и нужно выйти - это в своём роде та же самая борьба добра со злом, только происходящая внутри человека.
Сокол, орел и ворон, мужья трех сестер Ивана-царевича - символ надежной мужской дружбы. В свою очередь, жена царевича характеризуется не как пустая красотка, но как умная и умеющая выжидать подходящий для победы над врагом момент, воительница-королевна. Выведав у Кощея, что основная сила его в богатырском коне, Марья Моревна передает мужу необходимые сведения про способ достать такого же, как у Кощея, богатырского коня.
Волшебный богатырский конь - символ таких преимуществ одного противника над другим, которые не относятся к личным качествам. Это не сила духа, не храбрость, не ум, не находчивость и смекалка. С богатырским конем можно сравнить, например, материальный достаток, социальное положение, полезные связи, дорогостоящее техническое оборудование. Положительные личностные характеристики помогают выиграть честный бой, но если в силу вступают дополнительные скрытые факторы, то ни о каком честном поединке речь не идёт. Добыть такого же богатырского коня - значит уравнять шансы, добиться справедливости.
Линия веры людей в то, что добро всегда сильнее зла, проводится в сказке через приключения Ивана-царевича в угодьях бабы-яги. Многодневный голод, вынесенный царевичем по пути к бабе-яге, милосердное согласие не съедать птенца, не трогать пчелиного меда и не убивать для съедения львенка - равноценны акции, называемой в христианстве аскезой, то есть очень суровым постом, воздержанием. Зато приобретенные путем этой жертвы друзья (птица, пчеломатка и львица) спасают Ивана-царевича от смерти во владениях бабы-яги.
Есть люди, которые ради достижения своих эгоистичных интересов готовы "идти по головам". Этот путь многим представляется наиболее коротким и эффективным, однако же, за всё в жизни приходится платить - рано или поздно. Тем, кто привык ходить по чужим головам, нужно быть готовыми к тому, что однажды они почувствуют чужой ботинок и на своей голове. И наоборот, каждый, кто привык учитывать не только свои интересы, но и нужды и потребности окружающих, обязательно получит вознаграждение от жизни. Иван-царевич проявил человечность по отношению к животным в очень трудный жизненный период - и его новые знакомые впоследствии выручили его в ещё более сложных ситуациях.
Паршивый жеребенок, которого Иван-царевич хитроумно добыл по наущению пчелиной матки - быстро превратился в богатырского коня. Такие перемены случаются иной раз в социуме, когда умный руководитель своевременно замечает зачатки незаурядных способностей в ком-либо из малоприметных сотрудников и выращивает из такового ценный для производства кадр. Как известно, кадры решают все!Тот руководитель, который умеет растить хорошие кадры - растит и успешность своего бизнеса. Ведь хороший руководитель всегда становится на сторону добра, а добро всегда одерживает победу и приносит успех!
Соскучившись по сестрам, Иван-царевич пошел искать их. По дороге встретилась ему Марья Моревна, прекрасная королевна, на которой он женился. Уезжая на войну, королевна приказала мужу не заглядывать в потайной чулан. Нарушив приказ жены, Иван-царевич по-наивности напоил водой закованного в чулане Кощея Бессмертного, а Кощей утащил к себе Марью Моревну.
Разыскивая пропавшую жену, Иван-царевич погостил во дворце у старшей сестры и сокола, оставив у них серебряную ложку. Затем три дня побыл у средней сестры и орла, оставив у них серебряную вилку. Во дворце младшей сестры и ворона погостил, оставив у них серебряную табакерку.
Добравшись до Кощеева жилья, Иван-царевич вместе с Марьей Моревной уехали от похитителя. Дважды догонявший беглецов Кощей, дважды отбирая королевну, пригрозил царевичу смертью, если такое случится в третий раз. Иван украл жену и в третий раз. Кощей, разрубив царевича на куски, бросил в море в закупоренной бочке. Мужья сестер узнали про беду, увидев царевичевы серебряные предметы почерневшими, и оживили Ивана волшебными водами.
Выведав с помощью Марьи Моревны секрет волшебного Кощеева коня, Иван-царевич пошел к бабе-яге заслуживать себе такого же коня. По дороге, уступив просьбам птицы, пчелиной матки и львицы, царевич остался голодным, не тронув птенца, меда и львенка. Выпасать ретивых кобылиц, по заданию бабы-яги, по лугам, лесам и у синего моря царевичу помогли птица, пчела и львица.
Наученный пчелою, Иван-царевич добыл волшебного коня. Баба-яга в погоне сгинула в огненной реке. На волшебном коне царевич увез жену и уничтожил Кощея; по дороге домой погостил у трех сестер, а затем поехал с женой в свое царство.