Китайскую сказку "Упорный Юн Су" по ее характеру нельзя отнести к жанру волшебных сказок, поскольку в ней нет ни волшебников, ни чудесных превращений. И все же эта сказка содержит в себе чудо: маленького бедняка, чье стремление к науке так велико, что даже отсутствие самых необходимых для учебы предметов, пособий, книг не препятствует мальчику добывать знания.
Малыш совершает то, что в наши дни именуется бартером: нанимается в батраки к богачу с условием, что тот позволит нищему мальчику сидеть в углу и слушать уроки учителя, преподающего детям богача. Жадный богач соглашается на такой бартер, а Юн Су изобретательно подходит к преодолению всех проблем, связанных с нищетой. Упражнения по письму выполняет на морском берегу, где морская волна служит ластиком, стирая написанные тексты; учебники читает ночью при свете луны и светлячков. Ну разве такое стремление к знаниям не волшебство?!
Сказка гласит, что упорный Юн Су вырос великим ученым. В наши дни появилась глупейшая мода обозначать толковых и успешно овладевающих знаниями людей словами "ботан","заучка". Но при этом, в случае болезни все побегут к доктору-"ботану", а не к свойскому парню, который пропускал лекции в мединституте и на занятиях заигрывал с однокурсницами. Если отдают детей в учебные заведения, то никто не ищет педагогов, которые, получив образование "по блату", будут только брать взятки с родителей, не научив детей чему-либо полезному. Если нужна юридическая помощь, то все также ищут адвоката-"ботана", а не тупоголового мыльного пузыря с портфелем.
Нет никаких сомнений в том, что для хорошего решения жизненных вопросов всем людям нужны толковые, умные специалисты. А значит, каждый, кто желает хорошо построить свою жизнь, должен следовать дорогой упорного Юн Су. Не обязательно быть нищим, но серьезно стремиться к знаниям необходимо всем!
Когда-то жил близ Фучжоу маленький мальчик по имени Юн Су. Отец его умер, остался он один с матерью. В доме у них было бедно и пусто. Иной раз нельзя было найти даже горсточки рису.
Пришло время Юн Су учиться, а у него не было ни бумаги, ни туши, ни кисточки для письма. Однако Юн Су твёрдо решил: "Буду учиться!" И стал придумывать, как обмануть нужду.
Наутро он пришёл к богатому соседу и сказал:
- Я слышал, вы ищете работника в дом. Возьмите меня! Лет мне немного, это правда, да ведь я многого и не прошу: позвольте мне изредка лишь смотреть, как учатся ваши сыновья, и я буду доволен.
Богач обрадовался: пришёл бесплатный работник! И согласился.
С утра до вечера трудился Юн Су в доме богача. Всю грязную и тяжёлую работу оставляли ему. Но зато Юн Су мог изредка заглядывать в книги, по которым учились дети хозяина. А иногда удавалось прослушать и целый урок: придёт учитель - а Юн Су спрячется в угол и слушает. Так и учился.
Через год начал уже сам разбирать слова. Но вот беда - писать не умел! Не на чем было. Задумался Юн Су: как тут быть? И придумал.
Жил Юн Су со своей матерью в маленьком домике на самом берегу моря. Волны целый день ровняли тонкий морской песок. И вот юн Су взял длинную палку и пришёл на берег моря. Быстро нарисовал на песке слово. Накатилась волна - и всё смыла. Нарисовал опять - и опять всё смыла другая волна. Так он мог бесконечно писать без кисточки и бумаги.
Но теперь стало ему не хватать книг.
Однажды Юн Су подошёл к своему богатому хозяину и сказал:
- Я работал на вас бесплатно - теперь хочу просить о плате. Однако если вы разрешите мне читать ваши книги, я согласен работать у вас так же ещё год.
Хозяину жаль было терять такого выгодного работника, и он разрешил.
Теперь у Юн Су были книги. Очень часто ему приходилось работать дотемна, а учиться только ночью. Он был так беден, что не мог купить даже масла для лампы.
Однако Юн Су не сдавался. Когда светила луна, он читал и писал при лунном свете. А когда луны не было, Юн Су набирал в траве светлячков и клал их в бумажные фонарики. При слабом свете живых светлячков упорный Юн Су продолжал читать по ночам.
Прошло много лет. Юн Су добился своего - он стал великим учёным. И до сих пор люди вспоминают упорство маленького бедняка Юн Су.